У компании есть 2 варианта поиска руководителя отдела продаж:
Первый – найти сотрудника внутри компании, обычно это один из лучших менеджеров по продажам.
Второй – найти сотрудника вне компании, привлечь со стороны готового руководителя.
Есть еще компании, которые работают без РОПов, в этом случае их функцию выполняет либо сам собственник/директор (как правило, это небольшие компании), либо коммерческий директор, либо директор по развитию.
Сегодня мы рассмотрим первый вариант – найти сотрудника внутри компании. В чем состоят его плюсы и минусы, и что нужно сделать, чтобы минимизировать риски?
Если мы понимаем, что сердце бизнеса – это отдел продаж, то становится очевидным, какую важную роль выполняет РОП. От того, какой человек будет возглавлять самую главную структуру бизнеса, зависит очень многое.
Итак, рассмотрим полюсы:
Знание продукта и компании. Специалист из вашей компании знает все о вашей компании, о продукте, о клиентах, о бизнес-процессах, таким образом, его не нужно обучать этой части. В этой плоскости ему будет легко ориентироваться, обучать новых специалистов и выводить их на результат, т.к. он прошел все этапы сам.
Доверие. У компании есть возможность поставить на должность проверенного человека, а не брать с улицы.
Возможность сохранить ценного сотрудника в компании. Бывает, что менеджер по продажам достиг потолка и готов расти дальше, но в рамках компании ему некуда расти и такой сотрудник рано или поздно покидает компанию. Повышение в должности позволит ему дальше трудиться на благо компании.
Скорость решения. Ваш специалист уже простроил коммуникации с другими сотрудниками и структурными подразделениями, и он знает, как решать различные вопросы. А это значит, что он сможет их решать быстрее на начальном этапе.
Разделяет ценности компании. Если он остался в вашей компании – это значит, что его устраивает корпоративная культура и традиции в компании. Есть примеры, когда ценности компании и сотрудника не совпадают и сотрудник уходит по этой причине. В этом случае можно не переживать, так как новый РОП будет и дальше поддерживать ценности компании.
Хорошо знает сотрудников отдела продаж. Знает все слабые и сильные стороны менеджеров и может это грамотно использовать в своей работе. Например, закрепить ключевых клиентов за определенными менеджерами или передать сложных клиентов другому менеджеру.
А теперь давайте рассмотрим минусы:
Отсутствие управленческих навыков. Хороший менеджер по продажам не всегда хороший руководитель. Управление для молодого руководителя без опыта — это всегда новые навыки и компетенции, которым нужно обучаться. Планирование, управление, мотивация и контроль этих навыков у бывшего продавца нет или они развиты слабо. И это, пожалуй, самый большой минус.
Новая роль, к которой нужно привыкнуть. Отношения с коллегами были дружеские, а сейчас придется с них спрашивать. Отношения с подчиненными ему придется выводить на новый уровень, а ведь нужно еще и учитывать, что не все подчиненные будут воспринимать его как руководителя, особенно на начальном этапе.
Желание(привычка) продавать. Еще вчерашний менеджер, привыкший продавать, будет пытаться делать это сам, т.к. он делает это лучше, чем средний менеджер. В этой ситуации подчиненные быстро «садятся на шею», а новый руководитель не решает своих основных задач. Хотя к сложным сделкам он может подключаться и помогать довести клиента до продажи.
Снижение плана продаж. План продаж в отделе может значительно просесть, за счет того, что у нового руководителя еще месяц назад, как у лучшего сотрудника, был большой план, а сейчас его выполнять некому.
В этой связи есть значительные риски такого пути. Однако есть возможность снизить данные риски, главное делать все нужно поэтапно:
Во-первых, у будущего руководителя, должен быть план развития за несколько месяцев до назначения на должность. У него должен быть оценочный лист, где определены компетенции, которые ему, как будущему руководителю, нужно развить. Будет ли это обучение, саморазвитие или у него будет наставник каждая компания решает самостоятельно.
Во-вторых, вступая в должность, руководителю компании необходимо представить сотрудника перед коллективом в новой должности, обозначив какие задачи стоят перед РОПом и какая ответственность на него ложится.
В- третьих, РОПу необходимо четко поставить задачи на адаптационный период. А его непосредственному руководителю поддержать и помогать в решении сложных задач. Объяснить, что от него ожидают буквально по пунктам и назначать реперные точки для контроля.
В- четвертых, новому руководителю нужно будет собрать менеджеров по продажам и рассказать о том, как он видит развитие отдела. Затем пообщаться с каждым менеджером отдельно и объяснить, как он будет взаимодействовать и каких результатов ждет.
В условиях дефицита квалифицированных управленческих кадров это может быть правильным решением, если хорошо спланировать весь процесс и подготовится к этому заранее, т.е. выстроить в компании систему работы с кадровым резервом и развитием персонала.
А что делать, если пришлось принять срочное решение и никто не успел подготовится к этому заранее. Например, ушел предыдущий РОП или компания растет и это новая позиция, которую нужно срочно закрыть. Такая ситуация – не приговор, все еще можно изменить.
Необходимо обозначить цели на ближайшее время, разбить на конкретные задачи и обсудить их с новым руководителем. Зафиксировать какого результата от него ожидаете за неделю, месяц, квартал, полугодие. Узнать, как он планирует выполнять данные задачи и скорректировать уже на этапе планирования. Проводить еженедельные встречи, но которых вы будете контролировать и планировать задачи. Дать время на адаптацию и обучение: отправить на обучающие курсы, предложить почитать необходимую литературу по управлению самостоятельно или отправить к коучу. Подводя итоги все это поможет новому руководителю вступить в должность и начать свою управленческую деятельность с минимальными рисками. Поможем вашему новому руководителю адаптироваться и начать эффективно управлять отделом, научим эффективным инструментам мотивации и контроля, а также предоставим готовые формы отчета для планирования, оценки и развития продаж.